Полевой ремонт и профилактика поломок
В этом блоке читайте о технических проблемах: как устранить и предотвратить самые частые виды неполадок, если что-то случилось прямо на ходу, а до мастерской далеко.
Ремнабор: где и что возить
Хорошо бы брать с собой небольшой ремонтный набор. Его можно возить в сумке или… бутылке. В самой обычной фляге умещается полный ремнабор (даже насос!), а ещё её легко носить с собой, когда отходите от велосипеда. Что касается сумок, то тут просто неприлично много вариантов: подседельная со светоотражателями, сумки в треугольник рамы, на и под руль, на багажник! Некоторые из них настолько симпатичные, что и в офисе будут смотреться уместно. А ещё с развитием велотуризма в моду вошёл байкпакинг: вместительные сумки для велопоездок.
Теперь о содержимом сумок (и фляг): советуем брать камеру, насос и мультитул. Ниже рассказываем, как они выглядят и зачем нужны.
Запасная камера
Гвозди и стёкла опасны даже для шин без камер и антипрокольных покрышек, так что запаска не помешает.
Насос
Нужен, чтобы накачать покрышку после замены или подкачать подспущенное колесо. Есть несколько типов насосов: портативный, складной, микро и макро. Первый крепится под флягодержатель, второй кладут в нарамную сумку, микро можно хоть в карман положить (он размером с ладонь и выглядит как баллончик-инфлятор), а макси размещают под верхней трубой велосипеда (так делали в СССР).
Мультитул
Набор шестигранников и отвёрток пригодится, если расшатается болтик на звонке, фаре, тормозах — где угодно.
Борьба с проколами
Прокол — самая распространённая поломка. Их бывает три типа: прямой укол, порез, «змеиный укус» (когда при ударе обод колеса пробивает камеру). Рассказываем, как их предотвратить и что делать, если прокололо колесо.
Вот 4 совета, чтобы не было проколов:
Следите за давлением
«Покрышечное давление» измеряется в атмосферах, вот стандартные значения: 4 — для горного, 6 — для гибрида и 8 — для шоссейного велосипеда. Если не знаете точно модель, то посмотрите на покрышке, там указывают максимально допустимое давление. Оптимально дойти до значения на 1–2 атмосферы ниже. Проверьте по насосу с манометром. Пощупайте покрышки «с идеальным давлением» и запомните, как это выглядит и ощущается — будете ориентироваться на эти впечатления, когда под рукой не будет измерительного прибора. Поддерживайте покрышечное давление в норме: так велосипед вырабатывает иммунитет к «змеиным укусам», меньше подвержен уколам и порезам и вообще чувствует себя значительно лучше.
Используйте покрышки с защитой от прокола
Практически непобедимы для уколов и порезов, но при низком давлении могут не выдержать «змеиного укуса». Минус таких покрышек — большой вес, то есть они тяжелее едут.
Установите покрышки без камер
Это примерно как на машине. Даёт стопроцентный иммунитет к «змеиным укусам», а если залить герметиком, то ещё и +10 к защите от прямых уколов. Минусы: порез придётся ремонтировать специальным инструментом, а сама технология совместима только с новыми моделями колёс и покрышек.
Залейте герметик в камеры
Это эконом-вариант предыдущего пункта: герметик заклеит мелкий прокол. В обоих случаях советуем заливать его в веломастерской.
Как заменить камеру
Чтобы устранить прокол, нужно 10–15 минут, насос, запасная камера и монтажки — специальные пластины для снятия покрышки. Но если у вас сильные руки, то можно и без монтажек. Как все эти инструменты применить, чтобы в итоге поменять камеру, рассказываем в чат-боте: Материалы → Мелкий ремонт и профилактика → Как заменить камеру
Что ещё может случиться?
Рассказываем, что делать с самыми распространёнными велопроблемами.
Ой, со скоростями что-то не то
Если скорости плохо переключаются, то временное решение — опустить переключатель на две скорости вниз, а потом поднять на одну вверх. Долгосрочное — отправиться в веломастерскую. Ещё бывает, что цепь клинит: застревает между звездой и рамкой переключателя. Тогда нужно остановиться или попробовать открутить её назад. Вообще, передачи периодически барахлят, и их надо перенастраивать. Это нормально, так что не переживайте за вел, просто доверьтесь механику.
Что-то с цепью
Если слетела цепь, то натяните её снизу и, крутя педали, поставьте обратно на звезду. Это можно сделать монтажкой или рукой. В обоих случаях лучше иметь при себе резиновые перчатки. Для скоростных велосипедов есть вариант поднять цепь и без «ручной настройки»: поставьте передний переключатель на большую звезду и крутите педали. Бывает, что цепь сама запрыгивает обратно.
Когда цепь «проскакивает» по звёздам, то это износ: она растянулась, а звёзды сточились. Надо заменить в мастерской.
Чтобы избежать этих проблем, смазывайте цепь каждые 150 км (можно считать количеством поездок на работу, например). Если вы ещё не купили велосипед и не хотите мороки с цепью, то обратите внимание на односкоростные, модели с планетарной втулкой, ременной или карданной передачей. О том, как выбрать велосипед, рассказываем тут.
Где-то скрипит
Если скрип в педалях, то, скорее всего, надо менять каретку. Она соединяет педали со звёздами и скрипит от ржавчины и нагрузки. Каретку часто меняют, это регулярный расходник. Иногда скрипят сами педали, например после дождя. Другая причина — седло. Может, конструкция гуляет или крепления скрипят. Тут тоже надо менять, но уже всё целиком. По сравнению с кареткой это дороговато, да и функции велосипеда (езде) никак не мешает. Плюс выбрать классное седло непросто. Так что есть смысл менять, только если скрип еле переносите скрепя сердце.
Выпала спица, а-а-а
Ехать можно, а починиться — нет. В колёсах есть запас прочности, так что спокойно доберётесь до мастерской. Просто обмотайте «павшего воина» вокруг соседней спицы, чтобы ничего не мешало движению.
В этом видео веломастер Ваня Мартынов рассказывает о ремнаборе и даёт советы по уходу и хранению велосипеда. Посмотрите: Ваня показывает инструменты, учит смазывать цепь и советует, что нужно проверить при покупке велосипеда.