Портал
о велокультуре

Какая одежда подходит для велопоездок и нужна ли экипировка

13 мин

На велосипеде можно ездить практически в любой одежде. Но для некоторых образов пригодятся аксессуары, а к холоду или жаре лучше подготовиться. В этой главе рассказываем о подходящей одежде и советуем, что взять с собой.

Что стоит надеть

Долго думать над одеждой не нужно: лучше поехать на велосипеде в том, что есть, чем не поехать вовсе. Однако имеет смысл учитывать условия, чтобы в пути было комфортнее.

Когда жарко

В тёплые месяцы лучше выбирать одежду из светлых «дышащих» тканей, в том числе спортивные модели из синтетики, которые быстро сохнут. Также можно создавать гибрид из повседневных и спортивных нарядов, допустим, соединяя велосипедки и простые хлопковые рубашки. Тренировочная одежда хорошо отводит влагу. 
Летом вы можете захотеть надеть открытую обувь, но это не всегда удобно: на дорогах бывает пыльно. Самый неудобный и опасный вариант — шлёпки и другая обувь без задника, которая способна соскочить в любой момент или порваться.

Когда прохладно

Если температура на улице ниже +15 °C, важно защититься от ветра и в то же время не переутеплиться, закутавшись в несколько слоёв одежды. Секрет успеха — найти баланс между двумя крайностями, поэтому лучше всего подходят непродуваемые вещи. Они лёгкие, так что вам не станет жарко, и плотные, поэтому вас не продует. Практически идеальный комплект: плащ или ветровка, тонкая шапка, которая прикрывает уши, и удобные плотные кроссовки. 
Сильнее всего обычно мёрзнут ноги и руки, поэтому с похолоданием стоит задуматься о тёплых носках, перчатках и термобельё. Последнее можно носить как базовый слой — будет и тепло, и уютно. О том, как одеваться зимой, разбираемся в отдельной главе.

Когда идёт дождь

От дождя ваше лицо закроет кепка, а тело — дождевик. Важно, чтобы материал был не слишком лёгким, иначе вместо плаща получится развевающийся парус. В магазинах даже продают специальные велодождевики. Они пристёгиваются к рукам или рулю, и в итоге получается такой тент, который защищает колени. А вот если у вашего велосипеда низкая посадка, дождевики будут сильно мешать, поэтому придётся ограничиться непромокаемой ветровкой.
Обувь тоже можно уберечь от дождя, с этим помогут велобахилы. Это прочные водонепроницаемые чехлы. Можно найти вариант, который больше подходит именно вам: есть модели самых разных цветов и форм. Некоторые доходят даже до колен — они защитят и от сильного ливня. Если вы готовы взять с собой сменную обувь, то в дождь можно надеть и резиновые сапоги. Тогда ноги точно не промокнут.

Когда темно

При плохом освещении нужно подумать не только о тепле, комфорте, защите от дождя, но и о безопасности. Чтобы вас замечали издалека, используйте светоотражающие элементы. Размещайте их сзади и сбоку. При желании светоотражатели реально сделать и своими руками: в магазинах продаются светоотражающие клеи и ленты.

Когда предстоит длинная и интенсивная поездка

Допустим, надо быстро проехать больше 8–10 километров. В таком случае подготовка тоже не мешает. Если вы едете на работу или учёбу, лучше взять запасной комплект одежды с собой, чтобы в пути не переживать о чистоте рубашки. Если же переодеваться не хочется, можно надеть вниз отводящий влагу базовый слой, например спортивную майку или лонгслив. Так вы сохраните остальную одежду сухой, ну а мокрую футболку просто снимете.

Какие аксессуары могут пригодиться

Как и в случае с одеждой, почти все аксессуары, кроме фар, — опциональные. Их можно добавлять или снимать в зависимости от ситуации.

Чтобы лучше видеть дорогу

Велофары — необходимый аксессуар. Нужны и передняя, и задняя.С их помощью вы станете заметнее и будете лучше видеть дорогу. Для городских поездок хорошо подойдут фары с несколькими режимами работы: постоянный свет, мигание, стробоскоп. Так получится подстраиваться под разные условия: не мешать прохожим или, наоборот, привлекать внимание водителей.

Кроме режимов работы, при выборе фары смотрите на яркость и способ зарядки. Чтобы фары не разряжались, можно использовать динамовтулку — такой электрогенератор, который работает от движения. Правда, с ней придётся повозиться: нужно будет купить либо специальную фару, либо конвертер для переменного тока.
Другая полезная штука — зеркало заднего вида, с которым больше не понадобится крутить головой при манёврах. Такое зеркало крепится на руль, обычно нужно просто затянуть хомут на руле при помощи мультитула.

Чтобы предупреждать пешеходов

Если вы опасаетесь, что люди будут неожиданно выскакивать на велодорожки, звонок — хорошая подстраховка. Но в остальных случаях пользоваться им не стоит: на тротуаре велосипедисты — гости, а на дороге автомобилисты звонок всё равно не услышат.

Чтобы держать нужные вещи под рукой

Бутылка с водой, утренний кофе и, конечно, телефон — для всего есть подходящие держатели.
Вода никогда не помешает, особенно летом. Чтобы пить на ходу, купите велобутылку — у неё вместо крышки стоит клапан. Хранить бутылку можно в специальном держателе, который закрепляется в отверстиях на раме.

В велобутылке необязательно держать воду — туда можно складывать инструменты или полезные мелочи.

Маша Галанина

Главный специалист по развитию велосипедного и пешеходного пространства,

ЦОДД

Любителям утреннего кофе пригодится подстаканник. Он фиксируется на руле обычным мультитулом и отлично подходит для стандартного кофейного стакана.

Для телефонов тоже есть фиксатор, который устанавливается на руль. Жёсткий пластиковый держатель зажимается на руле, а телефон вставляется в чехол. Мягкий силиконовый вариант легко снимается, но такая конструкция чуть менее надёжна.

Чтобы не тащить рюкзак или сумку на себе

Есть несколько вариантов:

Велосумка. Они крепятся на раму, руль или под седло и бывают разного размера. Если вы не планируете брать много вещей, подойдёт маленькая сумка, которая устанавливается на верхней трубе рамы или под седло. Если хочется большего объёма, лучше выбрать сумку среднего размера с креплением на руль. А если устанавливать на сам велосипед ничего не хочется, можно купить сумку-мессенджер или вместительную поясную сумку.

Велобагажник. Его можно установить как спереди, так и сзади, крепится он к раме и оси колеса. Вещи в велобагажнике можно зафиксировать с помощью зажима, а объёмные предметы — багажными резинками или сеткой.

Корзина на руль. Главное преимущество — вместительность. Корзину можно поставить на багажник или прикрепить к рулю. Модели продаются самые разные, например металлические или плетёные. При желании корзину реально смастерить самому из какого-нибудь ящика. Достаточно просто закрепить его на багажнике стяжками, а чтобы ничего не вывалилось, можно использовать ремни или резинки с крючками.

Если возиться с аксессуарами не хочется, сгодится и простой рюкзак-мешок. Он компактный, поэтому его легко хранить в кармане куртки, а когда понадобится — достать и захватить с собой какие-то вещи.

Маша Галанина

Главный специалист по развитию велосипедного и пешеходного пространства,

ЦОДД

Чтобы защититься от плохой погоды

Лучшие помощники — крылья, или щитки. Это накладки на колёса, которые спасают велосипедистов от летящей грязи и защищают цепи от попадания в них чего-либо. Обычно крылья легко установить, а все нужные детали идут в комплекте.

Для максимальной защиты подойдут несъёмные полноразмерные варианты, которые крепятся на переднее и заднее колесо. А если нужна модель, которая не так заметна и быстрее снимается, можно попробовать Ass Saver. Такое крыло ставят лишь на заднее колесо, оно защищает только спину.

Крылья защитят вашу одежду во время поездки, а на время парковки ваш велосипед будет беречь чехол на сиденье. С ним ваше седло не намокнет, когда идут дождь или снег.

Чтобы зафиксировать ноги

Так будет удобнее ехать. Особенно в горку, когда можно не только толкать, но и тянуть педали вверх. С этим помогут стрепы или туклипсы.

Стрепы — это тканевые ремешки, которые крепятся на педаль и образуют полукольцо, куда вставляется нога. Иначе говоря, стремена для велосипеда. Стрепы делаются либо из плотной ткани, либо из кожи. Туклипсы — это металлические наконечники на педали, которые фиксируются при помощи болтиков и ремешков. Принцип действия тот же. Стрепы считаются более спортивным вариантом, а туклипсы — более классическим. Кстати, туклипсы могут портить мысок обуви, что тоже стоит учитывать при выборе.

И стрепы, и туклипсы крепятся на педали со специальными отверстиями, куда вставляются ремешки. Металлические части туклипс присоединяются при помощи болтиков. Установка довольно простая, и с ней реально справиться самому, но если лень возиться, то всегда можно обратиться в веломастерскую.

Чтобы не мешали брюки

Если ткань попадёт в цепь или будет тереться об неё, материал может испортиться, а велосипед — резко остановиться. Чтобы совладать с широкими брюками, можно использовать защепы. Они крепятся снизу брюк на лодыжку, быстро снимаются и надеваются.

Чтобы было удобно в платье или юбке

Можно носить велоподвязки — резинки с зажимом. Нужно надеть её на бедро и с помощью зажима зафиксировать подол юбки. Теперь та точно не будет задираться.

Если платье или юбка слишком длинные и подвязкой с ними не справиться, стоит попробовать penny in your pants, или «монетку в штанах». Этот способ придумали специально для велопоездок, понадобятся собственно монетка и резинка. Первую нужно протолкнуть сзади к передней части юбки, а затем обернуть получившуюся «пуговицу» резинкой. И всё, можно ехать.

Чтобы не мешала длинная одежда

Она может попасть в заднее колесо, хотя это случается не так часто. Чтобы было спокойнее, можно использовать кожух. Это как тканевое крыло с боковинами. С кожухом одежда и спицы точно не столкнутся друг с другом.

Чтобы нести велосипед как чемодан

Такие ситуации тоже случаются, допустим, когда нужно подняться по лестнице. Ручка крепится между двумя трубами рамы в нижней части, почти у педалей, и позволяет переносить велосипед с большим комфортом. Кожаная ручка фиксируется как ремень при помощи пряжки, а пластиковая затягивается болтиком.

Когда точно нужен шлем и как его выбрать

В ПДД про шлемы ничего не сказано. Вы сами решаете, надевать его или нет. Шлем может защитить от падений, но для поездок по городу его надевать необязательно. Другое дело — велоспорт и трюковая езда.

Для спокойной езды — кросс-кантри. Самый популярный и доступный вариант. Лёгкий и с хорошей вентиляцией, потому что защищает только верхнюю часть головы, но не виски и затылок.

Для скорости — шоссейный. Очень похож на кросс-кантрийный, отличается отсутствием козырька и большим числом вентиляционных отверстий. Пожалуй, самый лёгкий из шлемов.

Для защиты — котелок. Называется так из-за своей формы. Очень надёжный, защищает затылок и виски, легко переносит даже сильные удары. Зато тяжелее других шлемов, да и вентиляционных отверстий меньше — летом может быть жарковато.

Для экстрима — фулфейс. Самая технологичная и дорогая модель, которая защищает затылок, виски, подбородок. Очень прочный шлем. А ещё по-настоящему тяжёлый и с плохой вентиляцией.

Перед покупкой шлем обязательно нужно мерить, лучше попробовать несколько моделей, ведь некоторые могут просто не сесть. Нужно, чтобы шлем не сдавливал голову и при этом был закреплён и не болтался. Он должен надёжно охватывать верхнюю часть лба и затылок и сидеть на голове горизонтально, не наклоняясь вправо, влево или в сторону затылка. Застёжку надо выровнять по центру, свободного пространства между шлемом и головой быть не должно.