Портал
о велокультуре

Лайфстайл: зачем велосипедизировать себя и свою жизнь и как это сделать

3–4 мин

Сейчас будем вас соблазнять: распишем, как переменится ваша жизнь, если хотя бы иногда будете ездить на велосипеде, а как бонус ещё и объясним, почему вы не только сами кайфанёте, но и другим сделаете подарок. В общем, рассказываем об удобстве и пользе велосипеда для людей и городов. В первом блоке говорим о том, чем городским велосипедистам может быть полезен этот сайт, а во втором перечисляем плюсы велосипеда. В третьем разделе советуем, как сделать велосипед частью жизни: ездить на работу, находить интересные маршруты, адаптироваться к разной погоде — быть велосипедистом не «вопреки», а потому, что это приятно и удобно.

Зачем мы сделали этот сайт

Для всех москвичей

Москва стремится быть удобной и безопасной для всех: автомобилистов, велосипедистов, пассажиров и пешеходов. Для этого город перестраивает улицы и развивает удобный экологичный транспорт. Например, велосипед. Но, чтобы Москва полностью изменилась, нужно много лет. А ездить-то охота уже сейчас!
Даже в нынешних условиях велосипед — это удобно и приятно: он не стоит в пробках, укрепляет здоровье и даёт насладиться городом и дорогой. Цель «Пора за вело» — показать плюсы велосипеда и сделать так, чтобы по городу передвигалось больше велосипедистов, а их поездки были комфортными и безопасными.

Для велосипедистов

У велосипедистов нет физической защиты, зато есть юридическая: водители понесут наказание, если собьют или подрежут велосипедиста. Чем больше велосипедистов знает свои права и пользуется ими, тем больше их будут уважать автомобилисты. А уважение — первый шаг к безопасности и культуре дорожного движения. Их-то мы и продвигаем в «Пора за вело»: учим понимать, предупреждать и видеть друг друга.

Дорога принадлежит велосипедистам так же, как и всем остальным. Так что «Пора за вело»!

Зачем вам (и городу) велосипед

Сэкономите время

Пешеход — самый мобильный участник городского движения: он мгновенно превращается в пассажира, автомобилиста или велосипедиста. Его суперсила — в переходе с транспорта на транспорт: например, доехать от дома до метро на автобусе, а от метро до работы — на велосипеде, чтобы в пробке не стоять.
То есть в час пик на Бульварном это 5 минут на велосипеде против получаса на автобусе или 15 минут пешком. И ещё один плюс — предсказуемость: планы не порушат ни пробки, ни задержки в депо. Да и вообще, чем больше велосипедистов, тем меньше пробок и толкучки в транспорте: меньше машин, освобождаются места в метро и наземке.

Столько «единиц транспорта» нужно для перевозки одинакового количества людей. Наглядная иллюстрация того, как схема «автобус + велосипед» спасёт город от пробок

Поправите здоровье

Всемирная организация здравоохранения рекомендует заниматься активной физнагрузкой не меньше 1,5–2,5 часа в неделю. Быстрая езда на велосипеде как раз относится к такому типу упражнений.

Получается, если каждый день вместо наземного транспорта до метро добираться на велосипеде и тратить на дорогу в один конец 15 минут, то за будни вы выполните норму ВОЗ.

Ну и золотая мечта «городских»: воздух станет чище. «Гринпис» посчитал, что если 30 000 горожан (или же каждый 25-тысячный москвич) заменят час езды на автомобиле на поездку на велосипеде, то выбросы вредных веществ сократятся на 300 тонн в день.

Меньше потратите

Когда ехать на общественном транспорте неудобно, то люди пересаживаются на автомобиль и подписываются на дополнительные траты. Нередко хотя бы участок пути можно проехать на велосипеде и сэкономить на бензине и обслуживании, а то и вообще убрать машину из цепочки передвижений по городу и оставить её только для загорода и поездок на большие расстояния.

Спасёте мир

Велосипеды делают городскую транспортную систему устойчивее к катаклизмам: в дождь и снег велосипед сложнее остановить, чем машину или наземный транспорт (да-да!), а в пандемию он вообще спасает города — риск заразиться на своём велосипеде гораздо ниже, чем в переполненном вагоне метро.

На улицах появится место для чего-то, кроме машин и пробок, потому что пропускная способность велодорожек выше, чем у автомобильных полос. То есть то же количество людей «размещается» на велосипедах компактнее, чем в машинах, и занимает меньше городского пространства. Это даёт возможность улучшить инфраструктуру: например, увеличить количество пешеходных зон. Так сделали на Большой Никитской: расширили тротуар, добавили велодорожки и сузили зону проезда машин.

Чем больше велосипедистов — тем безопаснее движение: власти откроют новые велодорожки, а водители привыкнут к двухколёсной «помехе справа» и будут внимательнее следить за обочиной. Вырастет уровень безопасности, и на велосипеды пересядут пенсионеры и школьники — ещё больше разгрузим дороги и улучшим качество жизни наиболее уязвимых горожан.

Велосипедисты выгодны экономике. Они активнее автомобилистов поддерживают малый бизнес: например, чтобы «купить водички», велосипедисту не нужно искать парковку и закрывать машину, он может просто остановиться у ларька и через пять секунд поехать дальше. Выгода распространяется и на государственный уровень: мы нашли американское исследование о том, как велоинфраструкртура влияет на экономику Нидерландов. Так вот, одно только здравоохранение выигрывает 19 млрд евро в год. Это вдвое больше, чем московский годовой бюджет на здравоохранение. А другое англоязычное исследование показало, что общеевропейские выгоды от велосипедизации — 150 млрд евро в год. Получается, мы можем хорошенько сэкономить и перенаправить деньги на образование, медицину и прочее вечное, доброе и важное.

Велосипед — один из наиболее экологичных видов транспорта, а ещё велосипедизация снижает общий уровень городского шума, что делает нас всех спокойнее и миролюбивее.

Чем быстрее пересядете на велосипед — тем скорее наступит это прекрасное светлое будущее. Власти увидят, что люди ездят на велосипедах на работу, участвуют в парадах и пишут тематические петиции, и велосипедизация ускорится.

Как пересесть на велосипед

Пробуйте

Начните ездить по маршруту «работа — дом» по выходным. Потихоньку изучите возможные варианты (например, велосипед + общественный транспорт), попробуйте разную одежду. В итоге найдёте комфортное и предсказуемое решение: будете знать, сколько времени уходит на дорогу, где лучше быть поаккуратнее и в чём вам удобно. Тогда обойдётся без «А-а-а! Деловая встреча на „Пушкинской“, а я в шортах и с перепачканными руками стою перед „Пушкинским“».

Исследуйте

В рамках географической экспедиции бесцельно покатайтесь по городу: вместо навигатора положитесь на авось и просто крутите педали в кайф. Сворачивайте «не туда», поезжайте куда глаза глядят. Так натренируете навыки езды в городе: приноровитесь узнавать знаки, находиться в потоке, взаимодействовать с другими участниками движения — обретёте комфорт и уверенность. А ещё откроете что-то новое. Возможно, добавите пару точек в ваш «стандартный» маршрут и сделаете его длиннее, но приятнее: начнёте ездить через парк, о котором не знали, или делать остановку на «попить кофе в новом классном кафе».

Ездите чаще

Накрутите велостаж: чем он больше — тем увереннее себя чувствуете и лучше ориентируетесь. А ещё если ездить регулярно (хотя бы раз в неделю), то несложно адаптироваться к смене времён года. Даже пешие прогулки помогут: приучите организм к солнцу и жаре с ранней весны, а к холоду и ветру — с начала осени. Это реально работает, так эволюцией задумано (мы проверяли!).

Прокачайте велосипед

Поэкспериментируйте с велосипедом: подберите суперудобное седло (это 90% комфорта!), купите велосумку или корзинку, поставьте фонарь, обзаведитесь держателем для кружек, поменяйте покрышки — комбинации ограничены только вашей фантазией. Во всём этом можно разобраться самостоятельно или пойти в мастерскую или велошоп, заодно вольётесь в местную велотусовку. Ещё вариант — прокачать себя: подобрать удобную велоодежду, купить велопончо на случай дождя, светоотражающий браслет, велоподвязку под юбку. Столько всего придумали, что велосипед не то что не мешает одеваться по случаю или по погоде, но дополняет и разнообразит стиль.

Ухаживайте за ним

Поскольку велосипед — это транспорт, он требует хотя бы минимального ухода: время от времени мыть и смазывать. Это можно делать раз в сезон на автомойке или в мастерской. Вариант рабочий, но тогда велосипед износится быстрее, чем мог бы. Чтобы продлить ему жизнь, раз в 150 км мойте каркас и смазывайте цепь. Такой километраж можно проехать за неделю, а можно и за лето, поэтому считайте не часами и днями а, например, поездками на работу или вылазками за город — понятными расстояниями. А ещё держите вел в сухом и тёплом месте. Можно и на улице парковать, но лучше хранить дома.

Где и как, рассказали в этом блоке.