Портал
о велокультуре

Учимся с нуля и улучшаем навыки езды

3–4 мин

В этой главе расскажем, как научиться ездить, если вы в первый раз садитесь на велосипед, приобщаете взрослого-новичка, пересаживаете ребёнка на двухколёсник или осваиваете торможение и руление. Второй раздел будет полезен тем, кто ездит несколько месяцев и чувствует себя уверенно: ищем чувство равновесия и учимся не ударяться о седло при встрече с кочкой (то есть мы расскажем, как попу не отбить).

Как научиться ездить с нуля

Разберитесь в теории

Велосипед едет и не падает, потому что колёса «работают» как юла: крутятся — движетесь устойчиво и ровно, замедляются — теряете равновесие. То есть нужно почувствовать, что колёса вращаются достаточно быстро, чтобы держать вас на ходу. После этого — самый сложный этап: расслабленно сидеть и вращать педали. Теперь вы знаете, что эта штука подчиняется законам физики. В следующем пункте расскажем, как подчинить её себе.

(А если нужно вспомнить, как называются разные части велосипедапользуйтесь шпаргалкой тут).

Переходите к практике*

Обычно поехать без посторонней помощи получается через 15–20 минут, ну а дальше — дело практики. Не ищите подвох, если получится быстрее или, наоборот, уйдёт больше времени — это индивидуально. Вот как советуем действовать:

*Настоятельно рекомендуем повторять эти трюки в компании: так веселее и быстрее!

Посмотрите видео, где мы показываем, как держать равновесие, как садиться на велосипед, как тормозить и как останавливаться.

Научитесь тормозить

Найдите баланс

Если у вас велосипед с ручным тормозом, то тормозите «обеими руками», чтобы не затянуть остановку или, наоборот, не катапультироваться через руль. Оптимально распределить усилия так: 60% на переднее колесо и 40% — на заднее. Обычно передний тормоз находится слева, а задний — справа, но лучше проверить это перед выездом: посмотреть, куда они прикреплены, или зажать тормоз и проследить, какое колесо «среагирует». На старых велосипедах с ножным тормозом просто крутите педали назад: они остановят заднее колесо. Работает это хуже ручных тормозов, потому что задействовано только одно колесо и это замедляет остановку.

Тренируйтесь

Мы подобрали упражнения, чтобы научиться тормозить плавно и эффективно. Написали текстовую инструкцию и сняли видео: послушаете, посмотрите и почитаете, как выполнять упражнение, — это комбо почти для всех типов памяти.

Упражнение с задним тормозом

1.

На небольшой скорости понажимайте на задний (обычно правый) тормоз.

2.

Нажимайте едва касаясь тормозов.

3.

Приложите большее усилие.

4.

Поймайте момент торможения: начало, кульминацию, завершение.

5.

Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете сполна, как велосипед тормозит.

Упражнение с передним тормозом

1.

«Попритормаживайте» передним (скорее всего, левым) тормозом.

2.

Затормозите обоими тормозами одновременно.

3.

Распределите усилия так, чтобы переднее колесо блокировалось только частично.

Аккуратничайте

В первые месяцы езды не блокируйте переднее колесо на 100%: рискуете перелететь через руль. На велосипедах из шеринга такой опасности нет, у них на переднем тормозе стоит специальный антиблокировщик. Лучше всё равно тормозить обеими руками — это безопаснее. Блокировка переднего колеса пригодится, когда нужно моментально остановиться. 
Новичкам не стоит так тормозить, потому что для таких приёмчиков нужен супербаланс. Как его поймать, учим в разделе улучшения навыков.

Рулите

Не вертитесь

Чем меньше вертите рулём — тем лучше, ведь он не помогает поймать равновесие. Даже наоборот: «мельтешение» и резкие движения нарушают баланс, особенно это заметно при экстренном торможении, на спуске и повороте.  Не врастайте в руль руками, пусть они будут слегка расслаблены. На поворотах сбавляйте скорость и рулите плавно, для смены направления достаточно лёгкого наклона. Со временем научитесь управлять велосипедом практически без рук: баланс и центр тяжести важнее руля.

Попетляйте

Чтобы освоиться с рулём, выполните классическое велоупражнение: расставьте конусы, бутылки или камешки, любые предметы на расстоянии метра — полутора друг от друга и попетляйте между ними. Это и весело, и полезно: помогает почувствовать баланс и словить велодзен.

Как прокачать навыки езды

Как не ударяться о седло

Главные враги начинающего велосипедиста — бордюры, ямы и лежачие полицейские: при прохождении этих «препятствий» ударяешься о седло и впечатываешься руками в руль. Чтобы смягчить удар, не нужно покупать седло помягче или менять велосипед — достаточно научиться работать с центром тяжести и чувствовать своё тело. В этом поможет наше упражнение.

Антиударная тренировка

1.

Найдите свой центр тяжести (он обычно в районе талии).

2.

На кочке подтягивайте велосипед под себя и следите, чтобы центр тяжести двигался ровно, а не прыгал вместе с велосипедом.

3.

То же самое повторите с ямой, только опуская велосипед.

Тренироваться нужно на плавных кочках: на памп-треке (волнообразные велодорожки в парках), грунтовой или гравийной дороге.

Ощущения — будто вы покачиваете велосипед под собой. Потренируйтесь так день-два: привыкнете быстро и плавно перемещать центр тяжести и будете проходить неровности «на автопилоте».

Как быть с бордюрами

Главное: не съезжайте с бордюров резко — подъезжайте к ним заранее и под прямым углом, сбавляйте скорость и при съезде поднимайте руль на себя, чтобы сбалансировать велосипед и приземлиться ровно.

Как не терять равновесие

На низких скоростях и резких поворотах важно сохранять равновесие. Да и вообще с ним едется приятнее и увереннее, поэтому мы подготовили для вас упражнение на улучшение баланса.

Упражнение велогонщиков

Найдите ровную дорогу с небольшим подъёмом. Максимально опустите седло и медленно-медленно поезжайте вверх. Когда почувствуете, что готовы, остановитесь, обоприте ноги на педали, выпрямитесь и стойте как можно дольше. Если сходу не получится или удастся задержаться только на пару секунд — сосредоточьтесь на центре тяжести, должно помочь. Повторяйте, пока не продержитесь секунд 10.

 Делайте упражнение правильно:

следите, чтобы педали были параллельны друг другу;

поставьте опорную ногу сзади (с неё вы начинаете крутить педали и отталкиваетесь от земли на самокате);

поверните руль на 45° в сторону ведущей ноги (если опираетесь правой, то вправо);

разверните корпус туда же;

держите спину и руки ровно;

максимально приподнимите тело;

согните заднюю ногу и выпрямите переднюю;

распределите равновесие между педалями и рулём;

помогайте себе, двигая руль вправо-влево;

едва-едва крутите педали вперёд-назад.

Когда обретёте уверенность — потренируйтесь на дороге без наклона. Если упражнение понравится, то можно довести результаты и до пары минут, это реально и только улучшит ваши навыки. Есть ещё вариант, в котором вас придерживают друзья, это работает вначале, пока не совсем освоились. Важно, чтобы держали вас, а не велосипед или руль.