Портал
о велокультуре

Как подобрать и отрегулировать велосипед и где его хранить и парковать

7 мин

Делимся советами по подбору велосипеда: рассказываем, какими они бывают и кому подходят, как регулировать седло и скорости, из каких частей вообще состоят и как каждая из них влияет поездку. В конце показываем, как безопасно парковать велосипед и где его держать, чтобы он не бесил соседей, не привлекал грабителей и не занимал полквартиры.

Как выбрать и настроить велосипед

Разбираем по косточкам

На этой картинке — анатомия велосипеда: его «органы» с функциями и подвидами:

Выбираем по себе

Посмотрите-почитайте, какие велосипеды есть и для кого они подходят.

Ситибайк

На таком комфортно ехать и к нему просто привыкнуть:

руль выше седла, ручки развёрнуты к ездоку — удобно сидеть;

рама подходит для езды в пальто и платье, а педали не скользят даже под каблуками.

Складной

Удобно хранить дома и на работе, не надо парковаться, легко перевозить в транспорте и в машине на случай пробок:

лёгкий и компактный,

только его можно провозить в московском метро,

при этом на нём комфортно ехать.

Круизер

Очень красивый, но не очень удобный — берите его, если будете ездить без спешки:

из-за широкого руля на нём сложно двигаться в потоке;

при низкой посадке крутить педали тяжелее и эффективность от их вращения ниже.

Горный

Очень популярен в СНГ, потому что на таком можно и по делам, и в парк, и в лес. Что надо знать:

хорошая амортизация смягчает удар при съезде с бордюров;

почти что спортивная посадка с наклоном вперёд и большим упором на руки;

по комфорту, отсутствию крыльев и езде на ровной поверхности уступает ситибайкам;

«зубастая» резина требует больших усилий, но даёт дополнительную устойчивость на неровных поверхностях.

Гибрид

Подвид горного велосипеда, приспособленный под город:

широкую резину заменили на узкую — так легче катится;

прямой руль и посадка остались от горного велосипеда.

Шоссейный

Самый «жёсткий» велосипед: надо отдельно учиться на таком ездить, зато едешь быстро и почти не устаёшь:

у него низкая спортивная посадка, руль-баран и очень узкие колёса;

подходит для хороших ровных дорог;

самый компактный вариант после складного.

Fixed Gear (фикс)

Праотец синглспидов. Ездить на нём очень сложно, потому что изначально это была спортивная модель, зато:

он дешёвый и неприхотливый;

у него нет тормозов, передач, крыльев — ломаться нечему.

Не покупайте слишком дорогой городской велосипед: он должен ездить, а не пробегать 100 км в день по пересечённой местности. Если очень потратитесь, то вместе с защитой от краж это будет накладно. Ну и вообще сложно понять, что именно вам нужно, пока не проехали тысчонку-другую велокилометров: начнёте ездить и потом почувствуете, что вам нужно и какой велосипед про вас.

Посмотрите видео — мы рассказываем про самые удобные велосипеды для поездок по городу.

Как оседлать велосипед

Если вы новичок, то лучше опустить седло максимально низко, чтобы в случае чего сразу опустить ноги на землю. Когда привыкнете — настройте велосипед по себе, чтобы разгрузить колени и не перетруждать мышцы:

Поставьте велосипед к стене, сядьте на него.

Опустите педаль и встаньте на неё пяткой. Держите ногу прямо. Это и есть оптимальная для вас высота.

Отогните рычаг подседельного зажима и доведите седло до нужного уровня.

Посмотрите видео, чтобы почти вживую увидеть, как отрегулировать седло по себе:

Если есть сомнения — отправляйтесь в мастерскую или веломагазин. При выборе нового велосипеда проконсультируйтесь с продавцом или поищите ростовки этого производителя. Это важный момент: ошибётесь — потом посадку не настроить.

Зачем нужны скорости?

Передачи помогают адаптироваться под условия: легче ехать в горку и быстрее под горку. Они не определяют крутость велосипеда, и без них можно замечательно ездить. Велосипед со скоростями может пригодиться, если часто спускаетесь-поднимаетесь: грамотное переключение передач снижает нагрузку на суставы за счёт того, что вы реже крутите педали, но при этом не болтаете ногами. Частая ошибка новичка — яростно педалировать. Такая «силовая метода» как раз и перегружает колени.

Как они работают

Механизм меняет количество звёзд спереди и сзади: если звезда сзади больше, чем звезда спереди, то крутить педали легко, но скорость падает. И наоборот: если звезда сзади меньше, чем звезда спереди, — педалировать тяжелее, но скорость выше.
Для «трёх звёзд» схема примерно такая:

На двух скоростях проще: большая звезда сзади — меньше усилий и меньше скорость, маленькая звезда сзади — сложнее крутить педали, но велосипед едет быстрее.

Как переключать скорости

Либо щёлкать лепестки на шифтере, либо вращать. Обычно большой лепесток включает большую звезду и наоборот. А с вращением так: чем дальше по часовой — тем выше передача.

Менять скорости лучше в начале подъёма или спуска. Так переключатели проедут пару метров в «нормальном режиме», не под нагрузкой, а потом уже заработают вовсю. Чтобы скорости не барахлили, держите цепь и звёзды в чистоте.

Как хранить и парковать велосипед

Оцените обстановку

Стандартные варианты хранения в городе — подъезд, двор, кладовая и квартира. Первые два — лидеры по кражам и соседским жалобам. Даже в домах с камерами и милейшим контингентом. Если есть возможность хранить в общем помещении и у вас есть ключ, то так будет поспокойнее.

В подъезде сухо, а ещё там тепло и вроде как безопасно. При этом воруют велосипеды даже прямо под камерами, и из-за частой смены влажности и температуры они ржавеют быстрее, чем на улице. Ещё минус: если велосипед мешает проходу, то можете нарваться на жалобу соседей и штраф — «захламлённая» лестничная клетка затрудняет пожарную эвакуацию. Ну и не во всякий подъезд удобно затаскивать велосипед.

Во дворе — постоянный поток людей, то есть за сохранность велосипеда отвечает «общественный контроль». Многое зависит от того, что за общество собралось в ваших домах, так что решайте сами, насколько этот вариант безопасен. Зато соседи не устраивают территориальные войны за место в подъезде, вам не надо бороться с лестницами и дверями и тратить время на парковку и «распарковку». Выходишь, садишься и едешь. Всё! Учтите только, что седло будет холодным (или мокрым, если не накрываете пакетом или чехлом), а все легкоснимаемые аксессуары придётся уносить домой.

Сам велосипед износится быстрее, чем в подъезде: хоть рама и руль ржавеют медленнее, но тормоза, шестерёнки и резина портятся быстрее из-за уличной химии и смены погоды. Да и замок нужен подороже (как выбрать хороший, рассказываем чуть ниже). Для недорогого велосипеда — это вариант. Если решите так действовать, то, возможно, измените к лучшему двор: люди начнут следовать вашему примеру, и вместе вы докажете необходимость велопарковки и хорошего пандуса для колясок, инвалидов и велосипедистов.

Хранить в квартире — безопаснее всего. Если у вас нет места, но подъезд и двор не вдохновили, то почитайте ниже, как «содержать» велосипед в домашних условиях.

Поселите велосипед дома

Помимо «на балконе» и «в коридоре» есть три варианта: крюк, рога и потолочное крепление. Крюк продаётся в строительных магазинах и стоит недорого. Его можно вкрутить в стену или в шкаф и подвесить велосипед за колесо или педаль. Рога — это два крючка, на которые ставят раму. Есть дизайны сложные и интересные, так что можно подобрать под интерьер. Последняя опция — потолочное крепление. Идеально для долгосрочного хранения в кладовке или на балконе. Можно и в квартире с высоким потолком установить, но для ежедневного использования сложноватая конструкция.
Посмотрите, как стильно и компактно эти варианты вписываются в интерьер:

Паркуйтесь безопасно

Безопаснее всего «прицеплять» велосипед на два замка: за раму и колесо. Для этого подходят городские велопарковки в форме капли и слоты, напоминающие буквы «П» и «Ф». Прислоните к ним раму и соедините цепью или замком. Хорошо бы иметь второй замок для переднего колеса. Никогда не пристёгивайтесь только за колёса: их откручивают и оставляют лежать вместе с замком, а сам велосипед уносят. Если рядом нет парковки, то цепляйте раму и переднее колесо за столбы и дорожные заборы. Перила у домов и офисов — плохая идея: жильцов и сотрудников раздражают залётные «парковщики», а воришек они только раззадоривают — такие ограждения разбираются на раз-два.

Если около вашего офиса или института нет велопарковки — напишите письмо управляющей компании или директору, часто двух-трёх заявлений достаточно, чтобы выделить место для велосипедов.

Купите хороший замок

Оптимально, чтобы замок стоил примерно 10% от цены велосипеда: так взлом будет достаточно дорогим, и это отвадит воров, и при этом вы не слишком потратитесь на охрану. А вот самые популярные замки:

U-lock

U — это форма замка. Такую «дугу» не просто спилить или перекусить болторезом, поэтому в России воры за них практически не берутся. Хоть U-lock и выглядит громоздким, его легко перевозить на раме или заднем багажнике.

Складной

В разложенном состоянии — «кольцо» из стальных пластин, а сложенном — компактный брикет, который удобно перевозить на раме. Очень надёжный: пластины сложно перекусить.

Цепь

Весит много, защищает средне, перевозить сложно. По безопасности не самый плохой вариант, но болторезу по зубам.

Трос

Лёгкий и компактный: вези хоть на руле, хоть на раме, — но болторезы такие щёлкают как орешки. Подойдёт для коротких остановок, а для ночёвок на свежем воздухе не вариант.

Если теряетесь в выборе и не можете найти место для велосипеда, то попробуйте шеринг: с ним не надо разбираться в устройстве велосипеда, волноваться за его сохранность и переживать за перевозку в транспорте в час пик. Если велосипед сломался, то можно сразу же взять другой на ближайшей парковке и не ждать починки в мастерской.