Портал
о велокультуре

Как понять, полюбить и подчинить ПДД

7–10 мин

Эта глава — о том, зачем велосипедисту нужны правила дорожного движения и как их применять. Выбрали самые важные пункты и объясняем их человеческим языком: где и как ездить, как читать и понимать знаки, что делать можно, нельзя и ни в коем случае нельзя. Рассказываем, как действовать при ДТП и что будет за нарушения (спойлер: либо штраф, либо риски для здоровья, либо всё вместе).

Зачем мне ПДД

Официально (да и реально тоже) велосипед — это полноценное транспортное средство. То есть к нему применяются все правила дорожного движения (ПДД). Если ездить и не знать их — можно попасть в опасную или спорную ситуацию и не суметь за себя постоять. Даже те, кто едет «потихонечку, тротуарами», нарываются на воинственных пешеходов и недовольных водителей. Мы сократили 64 страницы ПДД до 10. С картинками и шутками. Прочитайте нашу выжимку, чтобы ездить безопасно, решать конфликты мирно и быть уверенным в своей правоте.

Перед стартом

Проверьте исправность велосипеда: чтобы руль не шатался и тормоза работали. Ночью должны быть включены передняя и задняя фары. Это не занудство, а часть ПДД: иначе штраф 500 ₽.

В пути

Где ехать

Если есть выделенная дорога для велосипедов — поезжайте по ней. Таких существует четыре типа: велодорожка, велопешеходная дорожка, велополоса и велозона. Они всегда сопровождаются знаками. Вот какая разница между ними и как выглядят знаки:

Велодорожка отделена от дороги и тротуара. Например, как на Малой и Большой Никитской. Велозона — дорога для машин и велосипедов, где у велосипедистов есть преимущество: они могут занимать всю полосу, им должны уступать, а водители не могут ехать быстрее 20 км/ч. Первая в Москве велозона появилась в 2021 в Полесском проезде.

Велополоса — часть дороги, отмеченная разметкой. Наверняка видели на Бульварном.

Велопешеходная дорожка — тротуар с разметкой для велосипедистов и пешеходов. Такие есть в Сокольниках.

По правилам если велоинфраструктуры нет, то поезжайте по правому краю дороги:

если нигде больше не получается,

на велосипеде шириной больше метра

с прицепом или грузом шире метра,

в колонне велосипедистов.

двигайтесь по тротуару или пешеходной дорожке:

когда сопровождаете ребёнка и вы оба на велосипедах,

на велосипеде с ребёнком,

если нет других вариантов.

Посмотрите это видео, чтобы закрепить знания: в нём велосипедистка Аня Кузьмина повторяет, где можно и нельзя ездить велосипедистам.

Ещё варианты

Если выделенка для общественного транспорта находится справа, то по ней можно ехать. Но это по желанию. Такая полоса выделяется такими знаками.

Если есть какие-то другие знаки для общественного транспорта, то велосипедистам туда нельзя. При этом волшебная табличка «Кроме 🚲» разрешает ехать под любым знаком и даже по встречке на полосе общественного транспорта. Так это работает на Покровке.

А с детьми?

По правилам дети от 7 до 14 не могут ездить по велополосе и по дороге, а дети до 7 — по велодорожкам. Зато могут во всех других местах, например в парках и на тротуарах. Если и вы, и ребёнок на велосипедах, то поезжайте там, где разрешено детям, а не взрослым.

Как ехать

1.

Можно ехать рядом с другим велосипедистом*.

2.

Нельзя двигаться по встречке.

*Если вас двое и велосипеды не шире 75 см, но таких мало: только некоторые горные. Будь у вас такой — наверняка знали бы.

Как взаимодействовать с пешеходами

Если едете по дороге — притормаживайте перед переходом и пропускайте пешеходов.

На тротуаре идите пешком, если мешаете людям. Тут хозяин — пешеход.

Как читать знаки

Если вы ждали знак, то вот вам не один, а целая куча, и все намекают, что пора за вело. Тут важные для велосипедиста дорожные знаки — без них точно не стоит ездить.

Знаки приоритета

Указывают, когда пропускают вас, а когда пропускаете вы — нужны, чтобы не запутаться. Например, когда светофор не работает или мигает жёлтым — действуют эти знаки.

Подробнее

Главная дорога

Назад

Главная дорога

Вы едете, и вас все пропускают. Но не теряйте бдительность: посматривайте по сторонам, чтобы избежать столкновений с невнимательными водителями.

Подробнее

Уступи дорогу

Назад

Уступи дорогу

Теперь другие едут, а вы их ждёте, чтобы выехать.

Подробнее

Остановись и продолжи движение

Назад

Остановись и продолжи движение

Ставят на опасных перекрёстках, где нужно остановиться и оглядеться.

Подробнее

Поворот главной

Назад

Поворот главной

Это не знак, а табличка, но она нам важна. Линии обозначают дороги: двигаетесь по «жирной» — вам уступают, по тонкой — уступаете вы. В обоих случаях убедитесь, что вы с водителем друг друга увидели.

Запрещающие знаки

У большинства из них — красный контур. Если не обратить внимания на такой знак, то окажетесь в месте, где транспорта вообще быть не должно или участники движения не готовы к встрече с велосипедистами, что опасно.

Подробнее

Въезд запрещён

Назад

Въезд запрещён

Сюда нельзя! По крайней мере на транспорте. Но можно попробовать на своих двоих.

Подробнее

Движение запрещено

Назад

Движение запрещено

Ехать дальше по правилам нельзя. Возможно, это тот самый случай, когда нужно перейти на тротуар.

Подробнее

На велосипеде запрещено

Назад

На велосипеде запрещено

Так выглядит боль. Ехать на велосипеде — нельзя, везти его рядом — можно.

Подробнее

Поворот запрещён

Назад

Поворот запрещён

Часто это значит, что поворот ведёт на одностороннюю улицу.

Перечёркнутые (не путайте с запрещающими)

Когда знак перечёркнут — он больше не действует. Например, закончилась пешеходная зона.

Предписывающие знаки

Обычно это белые рисунки на синем фоне и круглой табличке. Задают направление движения: можно ехать только так.

Подробнее

Движение прямо

Назад

Движение прямо

Повороты запрещены.

Подробнее

Движение направо

Назад

Движение направо

Можно только повернуть: продолжать ехать прямо нельзя. Есть такой же знак со стрелкой влево.

Подробнее

Объезд препятствия слева

Назад

Объезд препятствия слева

Препятствия — это ремонтные работы, опоры мостов, пешеходные островки. Объезжать их можно только с той стороны, куда указывает стрелка. Есть ещё вариации с объездом справа и с обеих сторон.

Подробнее

Прямо и направо

Назад

Прямо и направо

Разрешённое направление движения: можно только в две стороны.

Подробнее

Налево и направо

Назад

Налево и направо

Показывает, куда разрешено ехать: прямо нельзя, только поворачивать.

Знаки особых предписаний

Как правило, цвета такие же, как у знаков предписания, но табличка — прямоугольная. Функции — те же.

Подробнее

Одностороннее движение

Назад

Одностороннее движение

Все едут только в одном направлении. Когда перечёркнут — это отмена знака, то есть конец одностороннего движения.

Подробнее

Выезд на дорогу с односторонним движением

Назад

Выезд на дорогу с односторонним движением

Те же знаки, только сбоку.

Подробнее

Направление движения по полосам

Назад

Направление движения по полосам

Обычно нас интересует правый ряд.

Подробнее

Пешеходная зона

Назад

Пешеходная зона

Если нет велоинфраструктуры или дороги рядом — можно на велосипеде.

Подробнее

Велосипедная зона

Назад

Велосипедная зона

Наконец-то!

Подробнее

Тупик

Назад

Тупик

Для машин проезда нет, а для велосипедиста может найтись, и искать его не запрещено!

Подробнее

Велосипедная парковка

Назад

Велосипедная парковка

Приехали!

Предупреждающие

Обычно это красные треугольники, призывающие к вниманию: ни к чему не обязывают, просто помогают ездить аккуратнее на непростых участках.

Подробнее

Шлагбаум перед ж/д путями

Назад

Шлагбаум перед ж/д путями

Рельсы бывают скользкими — пересекайте их под прямым углом или спешившись.

Подробнее

Ж/д переезд без шлагбаума

Назад

Ж/д переезд без шлагбаума

Тут тоже рельсы: езжайте аккуратно или идите пешком везите велосипед рядом.

Подробнее

Пересечение с ж/д путями

Назад

Пересечение с ж/д путями

И снова наступаем на те же рельсы: надо спешиться или пересечь их под углом 90 градусов — мы уже говорили об этом.

Подробнее

Пересечение равнозначных дорог

Назад

Пересечение равнозначных дорог

Если нет других знаков, то приоритет у транспорта справа. А вам дают дорогу все, кто слева.

Подробнее

Пересечение с круговым движением

Назад

Пересечение с круговым движением

Такие пересечения требуют определенной сноровки: машины появляются со всех сторон, а чётких правил для велосипедистов — нет. Если неуверенно водите — проходите по тротуару.

Подробнее

Опасный поворот

Назад

Опасный поворот

Снизьте скорость и навострите уши.

Подробнее

Крутой спуск или подъём

Назад

Крутой спуск или подъём

Сражаясь с подъёмом и кайфуя на спуске, не теряйте бдительности — знак про это.

Подробнее

Искусственная неровность и неровная дорога

Назад

Искусственная неровность и неровная дорога

Чтобы не удариться, привстаньте. Возможно, не раз. И не два...

Подробнее

Сужение дороги

Назад

Сужение дороги

Сейчас будет тесно! Если и так едете вплотную — пропустите других, чтобы не оказаться зажатыми между машинами и тротуаром.

Таблички

Уточняют основной знак.

Подробнее

Расстояние до объекта

Назад

Расстояние до объекта

Например, конец главной дороги через 300 метров.

Подробнее

Зона действия

Назад

Зона действия

Неровная дорога следующие 100 метров.

Подробнее

Знак относится к велосипедам

Назад

Знак относится к велосипедам

Например, в сочетании с Р — это парковка для велосипедов. А знак «Движение запрещено» + табличка «Кроме 🚲» — зелёный свет велосипедистам. Если видите эту табличку с кирпичом, запрещающим и любым другим знаком — он на вас не распространяется.

Подробнее

Рабочие и нерабочие дни

Назад

Рабочие и нерабочие дни

Может означать, что велополоса открыта только по выходным. Если указано время — оно определяет часы действия знака.

Подробнее

Полоса движения

Назад

Полоса движения

Указывает полосу, к которой относится знак или светофор.

Как это всё запомнить

Когда гуляете или куда-то едете — потренируйтесь различать знаки. Сделайте это игрой-привычкой: обращайте внимание на знаки и на то, как они меняют движение. Начинайте с малого: попробуйте различать группы знаков, например, чем отличаются красные треугольники от синих кругов. Когда поосвоитесь и запомните типы — переходите на отдельные знаки. Здорово было бы учить эти штуки вместе с друзьями: кто за прогулку больше знаков назвал — тому остальные скидываются на кофе.

А если ничего не понятно?

Если не уверены в знаке, испугались быстрого движения или опасного переезда, то переходите на тротуар. Вообще в любой непонятной ситуации спешивайтесь. Моментальное превращение в пешехода — это суперспособность велосипедиста. Пользуйтесь ей! Особенно она нужна на сложных участках дороги, где ПДД не дают чёткой инструкции. Именно так поначалу лучше проходить эти сложные места: развязки, полосы, знаки «только направо» и круговые перекрёстки

Как включить поворотник?

У велосипедистов есть свои поворотники, причём ручные. Вот они:

Чего делать нельзя

В ПДД есть запреты для велосипедистов. Стоит изучить — они основаны на здравом смысле, и за их нарушение выписывают штраф. Вот список:

1.

Если есть несколько полос движения прямо или трамвайные пути, то поворачивать налево и разворачиваться нельзя. Перейдите пешком или сделайте «Пешеходный поворот».

2.

Если пересекаете дорогу по переходу — спешьтесь. Ехать нельзя.

3.

Не везите детей до 7 лет без специального оборудования: сиденья, люльки, прицепа.

4.

Не берите пассажиров, если велосипед это не предусматривает, например, если у вас одно седло и нет пассажирского прицепа.

5.

Не везите груз, если он мешает вести велосипед или выступает за его пределы на 50+ см.

6.

Не ездите без рук. Хотя бы одна должна быть на руле.

7.

Не двигайтесь по автомагистралям и дорогам только для автомобилей.

Что будет за нарушения

Стандартный штраф за велонарушения — 800 ₽. Столько «стоит» проехать под запрещающим знаком, повернуть в неположенном месте, не спешиться на переходе. За езду по тротуару тоже наказывают: она разрешена, только когда других вариантов нет. В ПДД эти случаи не описаны. Если вас остановят, то постарайтесь доказать полицейскому, что ехать по дороге не получалось. Уверенность и знание правил помогут.
За три нарушения штраф доходит до 1 000–1 500 ₽: когда велосипедист пьян, мешает движению или причинил вред чужому здоровью. Синяки, ссадины и ушибы не считаются, а вот переломы и «долгосрочные» травмы (восстановление от 21 дня) — да. Но это редкость. Чтобы достичь такого результата на велосипеде, надо очень постараться.
В спорных ситуациях ссылайтесь на ПДД. Если всё-таки попали на штраф — закройте его в течение 20 дней, так заплатите только половину.

А вдруг ДТП?

ВелоДТП случаются не часто: в 2020 году в Москве их было 372, это меньше 5% от общего числа. Обычно виноваты водители.  Самая распространённая ситуация — столкновение с поворачивающей направо машиной. Велосипедисты редко попадают в аварии друг с другом или с пешеходами. Но всё же к нестандартной ситуации лучше подготовиться. Чтобы после ДТП действовать спокойно и разумно, почитайте нашу памятку.

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ДТП

Оцените ситуацию и следуйте инструкции на соответствующей памятке.

Ничего страшного

Всё серьёзно