Учимся с нуля и улучшаем навыки езды
В этой главе расскажем, как научиться ездить, если вы в первый раз садитесь на велосипед, приобщаете взрослого-новичка, пересаживаете ребёнка на двухколёсник или осваиваете торможение и руление. Второй раздел будет полезен тем, кто ездит несколько месяцев и чувствует себя уверенно: ищем чувство равновесия и учимся не ударяться о седло при встрече с кочкой (то есть мы расскажем, как попу не отбить).
Как научиться ездить с нуля
Разберитесь в теории
Велосипед едет и не падает, потому что колёса «работают» как юла: крутятся — движетесь устойчиво и ровно, замедляются — теряете равновесие. То есть нужно почувствовать, что колёса вращаются достаточно быстро, чтобы держать вас на ходу. После этого — самый сложный этап: расслабленно сидеть и вращать педали. Теперь вы знаете, что эта штука подчиняется законам физики. В следующем пункте расскажем, как подчинить её себе.
(А если нужно вспомнить, как называются разные части велосипеда — пользуйтесь шпаргалкой тут).
Переходите к практике*
Обычно поехать без посторонней помощи получается через 15–20 минут, ну а дальше — дело практики. Не ищите подвох, если получится быстрее или, наоборот, уйдёт больше времени — это индивидуально. Вот как советуем действовать:
*Настоятельно рекомендуем повторять эти трюки в компании: так веселее и быстрее!
Посмотрите видео, где мы показываем, как держать равновесие, как садиться на велосипед, как тормозить и как останавливаться.
Научитесь тормозить
Найдите баланс
Если у вас велосипед с ручным тормозом, то тормозите «обеими руками», чтобы не затянуть остановку или, наоборот, не катапультироваться через руль. Оптимально распределить усилия так: 60% на переднее колесо и 40% — на заднее. Обычно передний тормоз находится слева, а задний — справа, но лучше проверить это перед выездом: посмотреть, куда они прикреплены, или зажать тормоз и проследить, какое колесо «среагирует». На старых велосипедах с ножным тормозом просто крутите педали назад: они остановят заднее колесо. Работает это хуже ручных тормозов, потому что задействовано только одно колесо и это замедляет остановку.
Тренируйтесь
Мы подобрали упражнения, чтобы научиться тормозить плавно и эффективно. Написали текстовую инструкцию и сняли видео: послушаете, посмотрите и почитаете, как выполнять упражнение, — это комбо почти для всех типов памяти.
Упражнение с задним тормозом
1.
На небольшой скорости понажимайте на задний (обычно правый) тормоз.
2.
Нажимайте едва касаясь тормозов.
3.
Приложите большее усилие.
4.
Поймайте момент торможения: начало, кульминацию, завершение.
5.
Повторяйте до тех пор, пока не почувствуете сполна, как велосипед тормозит.
Упражнение с передним тормозом
1.
«Попритормаживайте» передним (скорее всего, левым) тормозом.
2.
Затормозите обоими тормозами одновременно.
3.
Распределите усилия так, чтобы переднее колесо блокировалось только частично.
Аккуратничайте
В первые месяцы езды не блокируйте переднее колесо на 100%: рискуете перелететь через руль. На велосипедах из шеринга такой опасности нет, у них на переднем тормозе стоит специальный антиблокировщик. Лучше всё равно тормозить обеими руками — это безопаснее. Блокировка переднего колеса пригодится, когда нужно моментально остановиться.
Новичкам не стоит так тормозить, потому что для таких приёмчиков нужен супербаланс. Как его поймать, учим в разделе улучшения навыков.
Рулите
Не вертитесь
Чем меньше вертите рулём — тем лучше, ведь он не помогает поймать равновесие. Даже наоборот: «мельтешение» и резкие движения нарушают баланс, особенно это заметно при экстренном торможении, на спуске и повороте. Не врастайте в руль руками, пусть они будут слегка расслаблены. На поворотах сбавляйте скорость и рулите плавно, для смены направления достаточно лёгкого наклона. Со временем научитесь управлять велосипедом практически без рук: баланс и центр тяжести важнее руля.
Попетляйте
Чтобы освоиться с рулём, выполните классическое велоупражнение: расставьте конусы, бутылки или камешки, любые предметы на расстоянии метра — полутора друг от друга и попетляйте между ними. Это и весело, и полезно: помогает почувствовать баланс и словить велодзен.
Как прокачать навыки езды
Как не ударяться о седло
Главные враги начинающего велосипедиста — бордюры, ямы и лежачие полицейские: при прохождении этих «препятствий» ударяешься о седло и впечатываешься руками в руль. Чтобы смягчить удар, не нужно покупать седло помягче или менять велосипед — достаточно научиться работать с центром тяжести и чувствовать своё тело. В этом поможет наше упражнение.
Антиударная тренировка
1.
Найдите свой центр тяжести (он обычно в районе талии).
2.
На кочке подтягивайте велосипед под себя и следите, чтобы центр тяжести двигался ровно, а не прыгал вместе с велосипедом.
3.
То же самое повторите с ямой, только опуская велосипед.
Тренироваться нужно на плавных кочках: на памп-треке (волнообразные велодорожки в парках), грунтовой или гравийной дороге.
Ощущения — будто вы покачиваете велосипед под собой. Потренируйтесь так день-два: привыкнете быстро и плавно перемещать центр тяжести и будете проходить неровности «на автопилоте».
Как быть с бордюрами
Главное: не съезжайте с бордюров резко — подъезжайте к ним заранее и под прямым углом, сбавляйте скорость и при съезде поднимайте руль на себя, чтобы сбалансировать велосипед и приземлиться ровно.
Как не терять равновесие
На низких скоростях и резких поворотах важно сохранять равновесие. Да и вообще с ним едется приятнее и увереннее, поэтому мы подготовили для вас упражнение на улучшение баланса.
Упражнение велогонщиков
Найдите ровную дорогу с небольшим подъёмом. Максимально опустите седло и медленно-медленно поезжайте вверх. Когда почувствуете, что готовы, остановитесь, обоприте ноги на педали, выпрямитесь и стойте как можно дольше. Если сходу не получится или удастся задержаться только на пару секунд — сосредоточьтесь на центре тяжести, должно помочь. Повторяйте, пока не продержитесь секунд 10.
Делайте упражнение правильно:
следите, чтобы педали были параллельны друг другу;
поставьте опорную ногу сзади (с неё вы начинаете крутить педали и отталкиваетесь от земли на самокате);
поверните руль на 45° в сторону ведущей ноги (если опираетесь правой, то вправо);
разверните корпус туда же;
держите спину и руки ровно;
максимально приподнимите тело;
согните заднюю ногу и выпрямите переднюю;
распределите равновесие между педалями и рулём;
помогайте себе, двигая руль вправо-влево;
едва-едва крутите педали вперёд-назад.
Когда обретёте уверенность — потренируйтесь на дороге без наклона. Если упражнение понравится, то можно довести результаты и до пары минут, это реально и только улучшит ваши навыки. Есть ещё вариант, в котором вас придерживают друзья, это работает вначале, пока не совсем освоились. Важно, чтобы держали вас, а не велосипед или руль.