Портал
о велокультуре

Как ездить на велосипеде зимой

7 мин

Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Велосипед — это внесезонный транспорт, и после небольшой подготовки у вас получится без особых проблем ездить в мороз. Сейчас всё расскажем.

Где хранить велосипед

Зависит от частоты поездок. Если ездите постоянно, удобное место хранения — улица. Постоянный перепад температур опаснее холода, да и к морозу велосипед можно подготовить: достаточно использовать смазку для минусовых температур и следить за состоянием тормозов. Иногда на улице замерзают велозамки — чтобы разморозить их, можно брать с собой термос с горячей водой. 
Другой хороший вариант — сухое помещение со средней температурой: теплее, чем на улице, холоднее, чем дома. Это могут быть колясочная в подъезде, межквартирный тамбур, лестничная клетка, паркинг. Если решили хранить велосипед в подобном месте, не забывайте очищать велосипед от налипшего снега щёткой и вытирать его насухо. А под колёса лучше подложить машинный коврик — чтобы тающий снег и лёд стекали на него. 
Если не планируете ездить постоянно, можно хранить велосипед и в квартире. Чтобы избежать резкого перепада температур, лучше на полчаса оставлять велосипед в подъезде, а потом заносить транспорт в дом.

Как подготовить велосипед к зиме

Поставьте шипованную резину или протекторы

У них лучше сцепление с дорогой, чем у обычных шин, так что сохранять равновесие будет проще. А вот слишком широкие покрышки ставить не стоит: зимой велосипед и так становится тяжелее из-за шипов и снега, а массивные колёса и сами весят много, да ещё и больше снега собирают.

Установите крыло на заднее колесо

Идеальный вариант — полноразмерное крыло. Оно целиком закроет колесо и защитит вас от летящих с него грязи и снега. Некоторым велосипедам больше подходят неполные крылья, поэтому лучше уточнить всё в мастерской.
Если на вашем велосипеде стоят короткие крылья, можно установить на них брызговики — пластиковые или резиновые накладки, которые улавливают брызги. Лучше, чтобы свободный конец брызговика был шире, чем тот, что крепится к крылу.

На старом велосипеде замените вилку на жёсткую

Такой вилке не страшны соль и влага, и она спокойно перенесёт мороз. Если вы недавно купили велосипед, и там установлена воздушная вилка, то обычно достаточно поменять в ней жидкость. С этим поможет веломеханик.

Как ухаживать за велосипедом

Используйте смазку для минусовых температур

Она не содержит воду, которая может замёрзнуть в холод и повредить запчасти. Ей надо смазать все узлы и цепь, а на шины нужно нанести глицерин — так они лучше переживут мороз. Раму можно обработать консервационной смазкой, чтобы не облупился лак. Всё реально сделать самостоятельно или обратиться к мастеру — эти операции входят в стандартное зимнее ТО.

Укрывайте седло чехлом или пакетом, когда паркуетесь на улице

Зимой седло будет замерзать и мокнуть, поэтому нужно надевать на него специальный чехол или хотя бы обычный пакет. Есть даже чехлы с подогревом. Если сидушка совсем холодная, то можно заменить её на модель из более теплоёмкого материала. Например, на кожаную или тканевую.

После каждой поездки чистите велосипед щёткой

С налипшим снегом тяжелее управлять велосипедом, труднее крутить педали и переключать передачи. Также вместе со снегом на велосипед попадают песок и реагенты, которые повреждают раму и трансмиссию. В тёплых помещениях снег начинает таять, и детали быстрее ржавеют. Если у вас велосипед с крыльями, не забывайте счищать снег под ними — там он быстро леденеет.

Чаще мойте и смазывайте велосипед

Постоянный уход — залог хорошей работы велосипеда. Только не пользуйтесь мойками высокого давления и агрессивными моющими средствами: под давлением очистители попадают внутрь механизмов и вымывают смазку. Правильнее мыть велосипед вручную с помощью губки, мыльного раствора и проточной воды. И, конечно, не забывайте, что зимой нужно использовать морозостойкую смазку.

Если у вас ободные тормоза, периодически прогревайте их

Ободные тормоза выглядят как «дуги» над колесом. В отличие от дисковых (круги посередине колеса), их надо прогревать, чтобы они не заледенели. Для этого достаточно зажать тормоза вполсилы во время спуска. Перед поездкой не помешает проверять тормоза, особенно когда они ободные, а на улице зима.

Какая одежда подойдёт для зимней велопоездки

Надо утеплять только те части тела, которые обычно замерзают.

Голова

Самая большая проблема — ветер. Чтобы защитить глаза, наденьте очки или горнолыжную маску. Вместо лёгкой шапки хорошо использовать непродуваемую балаклаву. Для защиты шеи пригодятся шарф или манишка — шерстяной воротник, который можно надеть под куртку.

Руки

Они мёрзнут, и их надо держать в тепле. С этим помогут плотные перчатки. Правда, у них есть минус: в них неудобно переключать скорости, нажимать на тормоза и пользоваться навигатором. Можно попробовать перчатки для сенсорных экранов. Ещё одно решение — веловарежки, они крепятся на руль и похожи на муфту.

Туловище

Несмотря на холод, вы вряд ли замёрзнете на велосипеде, потому что активно крутите педали. А вот укутаться, быстро вспотеть и потом заболеть очень даже возможно.
Постарайтесь соблюдать правило трёх слоёв:

Базовый слой. Нужна одежда, которая быстро сохнет и хорошо отводит влагу. Например, термобельё или спортивная одежда из синтетики.

Средний слой. Сохраняет тепло. Можно надеть флисовую толстовку или одежду с синтетическим утеплителем.

Внешний слой. Он должен защищать от ветра и влаги. В зависимости от погоды подойдут ветровка или демисезонная мембранная куртка.

Ноги

Подойдут свободные спортивные ботинки и стельки с подогревом. Выбирайте обувь, которая не жмёт, даже если надеть шерстяные носки. Хороший вариант — термоноски, в которых нога не потеет.
Важно, чтобы ничего не давило: иначе может нарушиться кровообращение, и ноги быстро замёрзнут. По возможности берите с собой запасные носки — они пригодятся, если первый комплект промокнет.

Как ездить зимой

Езда зимой не слишком отличается от поездок в другие сезоны, разве что стоит учитывать новые погодные факторы.

Двигайтесь плавно

Снижайте скорость на льду и избегайте резких манёвров. При стремительном повороте вас может занести, а мгновенная остановка вообще получится не всегда, так как на снегу и льду тормозной путь увеличивается. 
Чтобы колёса не скользили, закладывайте больший радиус поворота, чем в тёплое время года, и мягко тормозите. Для подстраховки можно даже ставить одну ногу на землю.

Учитывайте, что тормозной путь стал длиннее

Так что держите дистанцию и начинайте притормаживать заранее. Лучше пользоваться задним тормозом: если пережать передний, можно заблокировать переднее колесо, а на скользкой дороге это опасно.

Избегайте льда и рыхлого снега

Надёжнее всего ездить по утрамбованному снегу или асфальту. На скользком льду трудно удержать равновесие, а в рыхлом снегу легко застрять. Если колёса крутить всё сложнее и сложнее, это значит, что снег налипает на обода. В подобной ситуации разумнее покатить велосипед рядом, чтобы не упасть.

Объезжайте рельсы, разметку и прочие препятствия

Зимой проезжать низкие бордюры, разметку, рельсы и другие неровности становится опаснее. Разметка и рельсы скользкие, а брусчатка неустойчивая, и можно потерять баланс.
Безопаснее перестраиваться заранее. Повернуть руль незадолго до манёвра — не очень хороший вариант, так как заднее колесо не успеет развернуться и может соскользнуть. Если препятствие всё-таки надо преодолеть, лучше всего проехать под прямым углом или вообще спешиться.

Не выключайте фары

Зимой поздно светлеет и рано темнеет, а ещё иногда идёт снег, так что важно оставаться заметными. Используйте светоотражатели, надевайте яркую одежду и держите фары включёнными. Даже если на улице ещё светло — чем раньше вас заметят, тем безопаснее.

Предупреждайте об остановках и поворотах заранее

Из-за плохой видимости ещё важнее оставаться понятным: другие участники движения должны знать о ваших планах, чтобы успеть среагировать. Сообщайте о своих манёврах чуть раньше, чем сделали бы это в тёплое время года, чтобы подстраховаться.