Как подобрать и отрегулировать велосипед и где его хранить и парковать
Делимся советами по подбору велосипеда: рассказываем, какими они бывают и кому подходят, как регулировать седло и скорости, из каких частей вообще состоят и как каждая из них влияет поездку. В конце показываем, как безопасно парковать велосипед и где его держать, чтобы он не бесил соседей, не привлекал грабителей и не занимал полквартиры.
Как выбрать и настроить велосипед
Разбираем по косточкам
На этой картинке — анатомия велосипеда: его «органы» с функциями и подвидами:
Выбираем по себе
Посмотрите-почитайте, какие велосипеды есть и для кого они подходят.
Ситибайк
На таком комфортно ехать и к нему просто привыкнуть:
руль выше седла, ручки развёрнуты к ездоку — удобно сидеть;
рама подходит для езды в пальто и платье, а педали не скользят даже под каблуками.
Складной
Удобно хранить дома и на работе, не надо парковаться, легко перевозить в транспорте и в машине на случай пробок:
лёгкий и компактный,
только его можно провозить в московском метро,
при этом на нём комфортно ехать.
Круизер
Очень красивый, но не очень удобный — берите его, если будете ездить без спешки:
из-за широкого руля на нём сложно двигаться в потоке;
при низкой посадке крутить педали тяжелее и эффективность от их вращения ниже.
Горный
Очень популярен в СНГ, потому что на таком можно и по делам, и в парк, и в лес. Что надо знать:
хорошая амортизация смягчает удар при съезде с бордюров;
почти что спортивная посадка с наклоном вперёд и большим упором на руки;
по комфорту, отсутствию крыльев и езде на ровной поверхности уступает ситибайкам;
«зубастая» резина требует больших усилий, но даёт дополнительную устойчивость на неровных поверхностях.
Гибрид
Подвид горного велосипеда, приспособленный под город:
широкую резину заменили на узкую — так легче катится;
прямой руль и посадка остались от горного велосипеда.
Шоссейный
Самый «жёсткий» велосипед: надо отдельно учиться на таком ездить, зато едешь быстро и почти не устаёшь:
у него низкая спортивная посадка, руль-баран и очень узкие колёса;
подходит для хороших ровных дорог;
самый компактный вариант после складного.
Fixed Gear (фикс)
Праотец синглспидов. Ездить на нём очень сложно, потому что изначально это была спортивная модель, зато:
он дешёвый и неприхотливый;
у него нет тормозов, передач, крыльев — ломаться нечему.
Не покупайте слишком дорогой городской велосипед: он должен ездить, а не пробегать 100 км в день по пересечённой местности. Если очень потратитесь, то вместе с защитой от краж это будет накладно. Ну и вообще сложно понять, что именно вам нужно, пока не проехали тысчонку-другую велокилометров: начнёте ездить и потом почувствуете, что вам нужно и какой велосипед про вас.
Посмотрите видео — мы рассказываем про самые удобные велосипеды для поездок по городу.
Как оседлать велосипед
Если вы новичок, то лучше опустить седло максимально низко, чтобы в случае чего сразу опустить ноги на землю. Когда привыкнете — настройте велосипед по себе, чтобы разгрузить колени и не перетруждать мышцы:
Поставьте велосипед к стене, сядьте на него.
Опустите педаль и встаньте на неё пяткой. Держите ногу прямо. Это и есть оптимальная для вас высота.
Отогните рычаг подседельного зажима и доведите седло до нужного уровня.
Посмотрите видео, чтобы почти вживую увидеть, как отрегулировать седло по себе:
Если есть сомнения — отправляйтесь в мастерскую или веломагазин. При выборе нового велосипеда проконсультируйтесь с продавцом или поищите ростовки этого производителя. Это важный момент: ошибётесь — потом посадку не настроить.
Зачем нужны скорости?
Передачи помогают адаптироваться под условия: легче ехать в горку и быстрее под горку. Они не определяют крутость велосипеда, и без них можно замечательно ездить. Велосипед со скоростями может пригодиться, если часто спускаетесь-поднимаетесь: грамотное переключение передач снижает нагрузку на суставы за счёт того, что вы реже крутите педали, но при этом не болтаете ногами. Частая ошибка новичка — яростно педалировать. Такая «силовая метода» как раз и перегружает колени.
Как они работают
Механизм меняет количество звёзд спереди и сзади: если звезда сзади больше, чем звезда спереди, то крутить педали легко, но скорость падает. И наоборот: если звезда сзади меньше, чем звезда спереди, — педалировать тяжелее, но скорость выше.
Для «трёх звёзд» схема примерно такая:
На двух скоростях проще: большая звезда сзади — меньше усилий и меньше скорость, маленькая звезда сзади — сложнее крутить педали, но велосипед едет быстрее.
Как переключать скорости
Либо щёлкать лепестки на шифтере, либо вращать. Обычно большой лепесток включает большую звезду и наоборот. А с вращением так: чем дальше по часовой — тем выше передача.
Менять скорости лучше в начале подъёма или спуска. Так переключатели проедут пару метров в «нормальном режиме», не под нагрузкой, а потом уже заработают вовсю. Чтобы скорости не барахлили, держите цепь и звёзды в чистоте.
Как хранить и парковать велосипед
Оцените обстановку
Стандартные варианты хранения в городе — подъезд, двор, кладовая и квартира. Первые два — лидеры по кражам и соседским жалобам. Даже в домах с камерами и милейшим контингентом. Если есть возможность хранить в общем помещении и у вас есть ключ, то так будет поспокойнее.
В подъезде сухо, а ещё там тепло и вроде как безопасно. При этом воруют велосипеды даже прямо под камерами, и из-за частой смены влажности и температуры они ржавеют быстрее, чем на улице. Ещё минус: если велосипед мешает проходу, то можете нарваться на жалобу соседей и штраф — «захламлённая» лестничная клетка затрудняет пожарную эвакуацию. Ну и не во всякий подъезд удобно затаскивать велосипед.
Во дворе — постоянный поток людей, то есть за сохранность велосипеда отвечает «общественный контроль». Многое зависит от того, что за общество собралось в ваших домах, так что решайте сами, насколько этот вариант безопасен. Зато соседи не устраивают территориальные войны за место в подъезде, вам не надо бороться с лестницами и дверями и тратить время на парковку и «распарковку». Выходишь, садишься и едешь. Всё! Учтите только, что седло будет холодным (или мокрым, если не накрываете пакетом или чехлом), а все легкоснимаемые аксессуары придётся уносить домой.
Сам велосипед износится быстрее, чем в подъезде: хоть рама и руль ржавеют медленнее, но тормоза, шестерёнки и резина портятся быстрее из-за уличной химии и смены погоды. Да и замок нужен подороже (как выбрать хороший, рассказываем чуть ниже). Для недорогого велосипеда — это вариант. Если решите так действовать, то, возможно, измените к лучшему двор: люди начнут следовать вашему примеру, и вместе вы докажете необходимость велопарковки и хорошего пандуса для колясок, инвалидов и велосипедистов.
Хранить в квартире — безопаснее всего. Если у вас нет места, но подъезд и двор не вдохновили, то почитайте ниже, как «содержать» велосипед в домашних условиях.
Поселите велосипед дома
Помимо «на балконе» и «в коридоре» есть три варианта: крюк, рога и потолочное крепление. Крюк продаётся в строительных магазинах и стоит недорого. Его можно вкрутить в стену или в шкаф и подвесить велосипед за колесо или педаль. Рога — это два крючка, на которые ставят раму. Есть дизайны сложные и интересные, так что можно подобрать под интерьер. Последняя опция — потолочное крепление. Идеально для долгосрочного хранения в кладовке или на балконе. Можно и в квартире с высоким потолком установить, но для ежедневного использования сложноватая конструкция.
Посмотрите, как стильно и компактно эти варианты вписываются в интерьер:
Паркуйтесь безопасно
Безопаснее всего «прицеплять» велосипед на два замка: за раму и колесо. Для этого подходят городские велопарковки в форме капли и слоты, напоминающие буквы «П» и «Ф». Прислоните к ним раму и соедините цепью или замком. Хорошо бы иметь второй замок для переднего колеса. Никогда не пристёгивайтесь только за колёса: их откручивают и оставляют лежать вместе с замком, а сам велосипед уносят. Если рядом нет парковки, то цепляйте раму и переднее колесо за столбы и дорожные заборы. Перила у домов и офисов — плохая идея: жильцов и сотрудников раздражают залётные «парковщики», а воришек они только раззадоривают — такие ограждения разбираются на раз-два.
Если около вашего офиса или института нет велопарковки — напишите письмо управляющей компании или директору, часто двух-трёх заявлений достаточно, чтобы выделить место для велосипедов.
Купите хороший замок
Оптимально, чтобы замок стоил примерно 10% от цены велосипеда: так взлом будет достаточно дорогим, и это отвадит воров, и при этом вы не слишком потратитесь на охрану. А вот самые популярные замки:
U-lock
U — это форма замка. Такую «дугу» не просто спилить или перекусить болторезом, поэтому в России воры за них практически не берутся. Хоть U-lock и выглядит громоздким, его легко перевозить на раме или заднем багажнике.
Складной
В разложенном состоянии — «кольцо» из стальных пластин, а сложенном — компактный брикет, который удобно перевозить на раме. Очень надёжный: пластины сложно перекусить.
Цепь
Весит много, защищает средне, перевозить сложно. По безопасности не самый плохой вариант, но болторезу по зубам.
Трос
Лёгкий и компактный: вези хоть на руле, хоть на раме, — но болторезы такие щёлкают как орешки. Подойдёт для коротких остановок, а для ночёвок на свежем воздухе не вариант.
Если теряетесь в выборе и не можете найти место для велосипеда, то попробуйте шеринг: с ним не надо разбираться в устройстве велосипеда, волноваться за его сохранность и переживать за перевозку в транспорте в час пик. Если велосипед сломался, то можно сразу же взять другой на ближайшей парковке и не ждать починки в мастерской.